Что такое психоанализ?

Что такое психоанализ?

Этот вопрос интригует меня уже больше 20 лет, начиная с первого курса ВУЗа, когда студенческая жизнь кипела в обход академическим дисциплинам, и по рукам ходили редкие для тех времен книги – разные фантасты, и такие как… «Эдичка» Лимонова, биографии рок-звезд – таких как Фаррух Булсара ( Фреди Меркьюри солист группы Queen ), и как ни странно – из рук в руки ходили два тома Зигмунда Фрейда, как сейчас помню, они были цвета зеленого сукна, и золотыми буквами было написано «Я и Оно», а на другой «Тотем и табу».

Надо сказать, что на тот момент, я уже второй раз столкнулась с понятием «бессознательное». Впервые, я встретилась с ним в описании концепции такого течения в искусстве как сюрреализм, и тогда меня шокировало, что формы жизни и творчества, оказывается, не всегда укладываются в материалистическую и рациональную концепцию, которую «исповедовала» на тот момент моя Родина (надо сказать что тезисы XXVII съезда Коммунистической партии еще стояли на моей книжной полке). Мало того, иррациональное буквально начало проявлять себя во всей своей деструкции - разрушение нежизнеспособных структур общества, крушение СССР – реальность обрушилась, оставив неготовых к этому людей выкарабкиваться из-под обломков на удачу. 

Открытие того, что в центр, вокруг которого возможно разворачивание движения смыслов и жизни, можно поставить иррациональность, взамен привычной рациональности - поставил меня в тупик, но возможно именно поэтому, только оказавшись в ловушке тупика, начинаешь искать прореху в устойчивых формах привычного и искать собственное желание в сложившихся обстоятельствах. Кстати, главное понятие в психоанализе после понятия «бессознательное» - это понятие «желание» - оно имеет психоаналитическую наполненность, означая некую нехватку, которая структурирует тебя на пути становления желающим субъектом. И это одна из целей психоанализа – обнаружить желающего субъекта, который никогда не остановится в своем движении, и будет, как скульптор отсекать лишнее от глыбы мрамора, или как пытливый ученый продвигаться от известного к еще неизведанному и взращивать кристаллы милые сердцу, а затем переходить к новым волнующим его темам. 

Но хочу остановиться на нехватке. Разве не безопаснее когда  все полочки заняты и есть все ответы на возможные вопросы? Поскольку мое первое образование техническое, мне будет проще говорить на языке Теории информации, или Теории систем, я уверенна, что она применима практически для всех процессов на планете Земля, в том числе и для такой тонкой сферы как психика человека. Итак, существуют понятия - «открытая система» и «закрытая система». Открытая система непрерывно взаимодействует с ее окружающей средой, а взаимодействие может принять форму информации, энергии, или материальных преобразований на границе с системой. Открытая система противопоставляется понятию «изолированная система», или закрытая, которая не обменивается энергией, веществом, или информацией с окружающей средой. И с точки зрения теории информации такая система обречена на распад. Ведь всем известно, что жизнь на Земле поддерживается исключительно за счет ее большого многообразия, в противном случае, жизнь начнет  угасать.  Как применимо это в психоанализе? 

Наверняка каждый знает, что Зигмунд Фрейд посвятил всю свою жизнь изучению двух видов энергий – «либидо» и «мортидо». Либидо – обычно под этим термином понимают сексуальный потенциал человека, однако в психоанализе это более широкое понятие, означающее врожденное стремление человека созидать, коммуницировать, создавать новые связи. Избавиться от него невозможно, а попытки его подавления ведут к серьезным нервным расстройствам, его надо «удовлетворять» как потребность самой жизни.  Мортидо – врожденное стремление человека разрушать, которое проявляется как в самодеструкции, так и в разрушении связей и объектов вокруг. Оба эти влечения хотят реализации и удовлетворения, и надо помнить, что они определяют все другие желания, потребности и стремления.  Но всегда есть всадник, управляющий буйной лошадью влечений,  который либо научится управлять лошадью, либо лошадь будет нести его туда, куда ей вздумается. 

Полагаю, Зигмунда Фрейда вполне можно назвать «Рыцарем света», или Прометеем, который нарушая волю богов делится с людьми огнем, пытаясь поддерживать в них огонь жизни, и вкладывает им в руки инструмент борьбы с тьмой.  Погружение в собственное бессознательное в условиях психоаналитического процесса, структурированное «свободными ассоциациями» и присутствующий при этом психоаналитик – делает возможным обнаружение источников жизненности, которые при извлечении на свет осознания могут быть использованы как нескончаемый запас топлива для поддержания огня жизни не только в фантазиях и сновидениях, но и в реальности. Новый опыт отношений и практика высказывания того, что хочет быть высказанным, а так же разнообразные эффекты от встречи в осознанном состоянии с забытыми воспоминаниями и сновидениями, позволяют создать координаты, началом отсчета в которых является собственное желание, взрослая ответственность и желание жить полной жизнью на расчищенной территории.

И еще немного о нехватке в желании.  Символическую вселенную языка и смыслов можно сравнить с простой игрой в Пятнашки. Пятнашки – популярная головоломка, представляющая собой классическую задачу для моделирования эвристических алгоритмов, представляет собой набор из 15 одинаковых костяшек с цифрами, заключенных в квадратную коробку размером на 16 костяшек, соответственно в коробке остается пустым одно место, которое и позволяет состояться игре упорядочивания как можно меньшим количеством передвижений. Как показывает наш опыт, смыслы часто меняются, границы подвижны, да и язык как саморазвивающаяся система не хочет стоять на месте. Контекст жизни постоянно меняется, и у каждого есть право переосмыслять ушедший опыт, а не становиться заложником догм. Пустое пространство здесь выполняет функцию еще неизвестного о себе, тайного, но что можно познать, распознать и решить, что делать с этим новым знанием дальше, но в любом случае движение будет возможно, в отличие от ситуации, когда формы значений обездвижены в жестких рамках представлений. Не знаю, возможен ли психоанализ в России, об этом спорят уже 100 лет, но семена психоаналитического взгляда на мир разлетелись по всему миру, и этот процесс невозможно остановить. Недавно прочитала, что во Франции, если человеку не рекомендуют выбирать психоанализ как психотерапевтический метод, то это расценивается им как оскорбление, каждый хочет воспользоваться правом пройти свой личный психоанализ.  
Вопрос «Что такое психоанализ?» продолжает интриговать меня и по сей день. Даже после окончания института психоанализа и изучения многочисленных трактовок современных версий и прочтения массы психоаналитической литературы на этот вопрос можно ответить по-разному. Но ясно одно, я хочу дать на это свой ответ, и на своем личном анализе я даю все новые ответы на этот вопрос, кто знает, что скрывается за этим моим желанием - ставить вопрос и находить свой ответ.

Галина Шешина
психолог, психоаналитик